Материалом для покрытия автомобильных магистралей главного назначения, для временных подъездных путей являются дорожные плиты из железобетона. Изготовление конструкций по государственным стандартам гарантирует надежность и долговременность использования монолитных изделий в разных сферах экономики — от агропромышленного комплекса до гражданской авиации.
Виды бетонных плит
Монолитные конструкции по предназначению бывают таких типов:
- Для обустройства капитальных автомобильных дорог — марка 1П.
- Железобетонные изделия, из которых сооружается временная дорога — тип 2П.
Плита перекрытия марки 2П для некапитальных путей отличается повышенной прочностью, поэтому ее использование многоразовое.
По конфигурации железобетонные плиты бывают:
- Прямоугольной. Имеют один или два совмещенных края.
- Шестиугольной формы. Бывают осевой диагональной и поперечной или половинчатой конфигурации.
- Трапециевидной.
Существует также аэродромные плиты, например, марки ПАГ-14, которые имеют такие параметры:
- длина — 6 м;
- высота — 0,14—0,18 м;
- вес — 4,2—5,4 т.
Монолитная дорожная конструкция из бетона стандартного типа имеет такие размеры: длина 3 м, высота 0,17 м, масса 1,530—4,2 т. При производстве таких изделий предприятия-изготовители руководствуются нормативными документами, регламентирующими основные качественно-технические параметры плит — это ГОСТ 21924.0—84. Согласно этому акту, дефектные наросты на поверхности продукции не должны быть больше 1—1,5 см глубиной и величиной. Выполняется строгая проверка наличия трещин.
Посмотреть «ГОСТ 21924.0—84» или cкачать в PDF (1.6 MB)
Преимущества и недостатки
Бетонные плиты имеют такие плюсы:
- Простота укладки. Необходимо привлекать к монтажным работам небольшое количество персонала и специальной подъемной техники.
- Легкость демонтажа. После того как временные подъездные пути выполнят свою задачу, их легко демонтировать и устанавливать повторно.
- Эксплуатация дорог. Наступает сразу после установки бетонных конструкций — нет необходимости дожидаться затвердевания покрытия.
- Пожаробезопасность. Материал монолитных изделий устанавливается в любом здании и сооружении.
- Изоляционные свойства. Обладают высоким звукопоглощением.
- Устойчивость к коррозийному и бактериальному влиянию. Плиты устойчивы к влаге и воздействию микроорганизмов.
- Высокая прочность. Это свойство позволяет применять конструкции в регионах с повышенной сейсмоопасностью.
- Сравнительно невысокая цена. Позволяет использовать изделие во всех сферах экономики.
К недостаткам бетонного материала для покрытий городских дорог и крупных автомагистралей относится хрупкость изделий, что вынуждает проявлять особую аккуратность при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке монолитного продукта. А также необходимо предварительно подготовить место укладки дорожного средства путем создания песчаной подушки. К минусам относится необходимость строгого соблюдения правил хранения — их нельзя укладывать в штабеля более 10 штук, иначе объем хранимого материала не выдержит нагрузок и начнет растрескиваться. При укладке элементов дорожного покрытия в конструкции рубашки присутствуют соединительные стыки, которые заделывают бетонным раствором. При дальнейшей эксплуатации за ними наблюдают и поддерживают рабочее состояние.
Где используют?
Кроме основного предназначения — служить дорожной рубашкой для капитальных и временных сооружений, бетонные изделия применяются как материал для создания взлетно-посадочных полос, для аэродромов военной и гражданской авиации. Строительный продукт используется для обустройства парковок, площадок для размещения техники.
Бетонная плита ПД-6, которую изготовляют с технологическим отверстием под люк, применяется на проезжих частях и на промышленных предприятиях для монтажа смотровых или канализационных колодцев.
Как делают?
Перед началом заливки раствора готовят формы. Для этого очищают поверхность вспомогательного средства от остатков застывшей смеси. Далее наносят специальную смесь на стенки емкости, которая обеспечит уменьшение адгезии монолита с формой, что позволит легко извлечь готовый продукт. Потом монтируется арматурный каркас из двух металлических сетей, установленных на специальные подставки. Это обеспечит ограничение усиливающего слоя от внешней среды.
Следующий этап работ — подготовка раствора. Для этого используют цемент нужной марки, песок, щебенку, техническую воду. Чтобы сэкономить цементную суспензию, в смесь добавляют специальные вещества — пластификаторы. Они придают готовому изделию прочности и обеспечивают быстрое созревание бетона. Потом смесь заливают в формы и помещают на вибростолы, где происходит трамбование материала. Далее помещают заготовку в термическую камеру, там выполняется подогревание бетона.
После созревания монолита плиту извлекают из формы. Далее выполняется проверка эксплуатационных характеристик изделия и нанесение соответствующих маркировок. Потом выполняется перемещение готового продукта к месту временного хранения, где он укладывается в штабеля. Количество изделий в стопке — не больше 10-ти единиц.
Технология укладки
Перед укладкой плит готовится котлован. Для этого удаляется слой грунта мощностью в 30 см. Чтобы обеспечить защиту бетонной конструкции от разрушений от корней растений и вымывания, дно траншеи накрывают специальным геотекстильным материалом. Потом укладывается щебеночно-песчаная подушка, которая увлажняется водой и трамбуется. Проверяется горизонтальность поверхности под укладкой. При необходимости, обустраивается уклон для движения талых и осадочных вод, устанавливаются ливневые лотки и бордюры. Монтаж дорожной рубашки выполняется теми плитами, которые способны выдержать будущие нагрузки от проезжающего груженого автотранспорта. Чтобы дорожное покрытие было качественным, используется строительный материал от проверенных поставщиков. Работы выполняют с соблюдением технологии производства.