Для обустройства и оборудования городских либо загородных двориков, участков, площадок для детей, аллей и дорожек в парках, широко применяют тротуарные бетонные плиты. Конструкции наделены хорошими эксплуатационными качествами, надежностью и имеют привлекательный вид. Укрепленные железобетонные плиты применяются еще в строительстве городских автомобильных магистралей.
Преимущества тротуарных бетонных плит разной конфигурации
- Широкий ассортимент разнообразных расцветок, размеров и форм.
- Простота в укладке и различные методы сборки.
- Несложный ремонт либо замена.
- Низкая стоимость.
- Высокая износоустойчивость.
- Длительный срок в использовании.
- Водонепроницаемость и стойкость к морозам.
При высоких температурных показателях плиты не выделяют ядовитые и токсичные вещества в окружающую среду.
Разновидности покрытий
Согласно ГОСТу 17608—2017, выделяют несколько видов, размеров и форм бетонной плитки:
- стандартная — 10 см толщиной;
- тротуарная (толщина по стандарту от 25 до 30 мм);
- железобетонная.
Тротуарная плита классифицируется по конфигурации на такие типы:
- квадратная;
- прямоугольная;
- фигурная;
- шестиугольная;
- окаймляющая;
- декоративная.
Посмотреть «ГОСТ 17608-2017» или cкачать в PDF (320.1 KB)
Еще имеются плиты для слабовидящих людей. Они имеют рельефные шероховатые элементы, благодаря которым нога не скользит. По толщине плиты различают такие, что описаны в таблице:
Толщина, см | Назначение |
3 | Отмостки, садовые дорожки, площадки с минимальной нагрузкой |
4—4,5 | Тротуары, пешеходные дороги |
6 | Паркинг, заезд машин |
8 | Дороги малоинтенсивного автодвижения |
Основные методы производства
Изготовление бетонной плитки возможно 2-мя способами:
- Вибролитье — отливка плиты совершается в подготовленную формочку.
- Вибпропрессовка с использованием пресса.
Первый метод изготовления обеспечивает материал сглаженной поверхностью. Плотность воды, содержащаяся в цементе, понижает прочность и морозостойкость, что приводит к короткому сроку службы на 10 лет. Получая изделия методом вибропрессовки, элементы становятся более устойчивыми к перепадам температур и износу. Срок эксплуатации — 25 лет. Для изготовления плит подбирают состав бетона согласно требованиям ГОСТа 27006 по технологии производства в соответствие с ГОСТом 7473. Классический состав:
- 1 доля цемента М500, 2 доли воды и по 1-й — мелкого песка и тяжелого гранотсева;
- вариативно — цветные добавки для получения нужного оттенка — 4—5%;
- 2% пластификатора.
Посмотреть «ГОСТ 27006» или cкачать в PDF (479.7 KB)
Посмотреть «ГОСТ 7473» или cкачать в PDF (230.7 KB)
Для производства в домашних условиях потребуется:
- Цемент М400, пастификатор С7 и гравотсев.
- Вибростол.
- Несколько видов форм для плитки.
Укладка изделия
Залог безремонтной и продолжительной эксплуатации — правильная выкладка тротуарной плитки. Для пешеходного участка либо садовой аллейки используется песчаная подушка, а для проезжей зоны — проводят укрепление подложкой из бетонного раствора. Техники кладки:
- узоры елочного вида;
- полукруги;
- кирпичи;
- столбики.
Основные советы по выкладке
- Разметить участок и снять примерно 15 см почвы.
- Утрамбовать пласт грунта.
- Сформировать сточные ямки и засыпать песком толщиной 5 см.
- Сделать подушку из влажного песка, щебенкой либо бетона приблизительно 10 см и утрамбовать ее виброплитой либо деревянной киркой.
- Приступить к кладке плитки с уплотнением каждого элемента.
- Осыпать мелким песком готовую поверхность и залить силиконом для укрепления.
Не стоит вплотную выкладывать плитку друг к другу, а лучше оставить промежуток в 5 мм. Щели образующееся между плитами стоит заделать песком либо материалом, который применялся для изготовления подушки. Закупка тротуарных плит советуется с резервом, так как некоторое количество изделия истратится на подрезку для выравнивания укладки.
Минусы использования
Недостатками использования тротуарной бетонной плиты считается, что за счет зазоров между материалом, дождевая вода подтекает под покрытие и разрушает его изнутри, а влияние низкой температуры в зимнее время, делает ее скользкой. Отмечается возможное проседание плит из-за изначально неправильной выкладки дорог, тропинок или тротуаров. Некачественное покрытие неудобно использовать, в частности, в качестве проезда на коляске, велосипеде и т. п.