В качестве стойки для линии электропередач чаще всего используется железобетонный столб освещения. Существуют также деревянные и металлические опоры, однако бетон гораздо прочнее первого и в несколько раз дешевле второго варианта. Таким образом, по соотношению цена/качество он востребован чаще своих аналогов. Кроме того, имеет и ряд других достоинств.
Посмотреть «Основные теххарактеристики и особенности приведены в стандарте» или cкачать в PDF (1 MB)
Сильные и слабые стороны укрепления из бетона
Преимущества
- Длительный срок службы. Соблюдение технологии изготовления и правильный монтаж дает гарантию использования минимум на 50 лет.
- Доступные цена изделия и затраты на эксплуатацию.
- Устойчивость к воздействию окружающей среды, огня, химии.
- Не подвергается коррозии и гниению.
- Является изоляцией для электрического тока.
Недостатки
- Большой вес. Погрузка, транспортировка и установка занимают значительное количество времени.
- Затруднительный демонтаж. Обусловлен наличием стального каркаса, который сложно высвободить из бетона.
- Низкая устойчивость к механическим повреждениям. Удары или толчки могут привести не только к трещинам, но и сколам опоры, что повлияет на ее устойчивость.
Разновидности
Маркировка | Вес, тн | Высота, м | Сечение |
---|---|---|---|
СКЦ | 0,7—1,05 | 9—11 | Круглое (коническое) |
СНВ (СВ) | 0,8—3,5 | 9,5—16,5 | Трапециевидное |
СВН © | 0,8—1,7 | 9—10,5 | Восьмигранное |
СЦС (СНЦс) | 0,7—1,05 | 9—11 | Кольцевое |
Виды столбов
- Силовые. Подвод тока по воздушным линиям.
- Несиловые. Электрокабель проводится под землей. Максимальная высота — 12 м.
Технические характеристики
Опоры освещения из бетона прочны и долговечны, устойчивы к воздействию окружающей среды. Устанавливаются такие столбы как на городских площадях и улицах, так и за их пределами на дорогах общего назначения и автомагистралях. Хорошая видимость в любое время суток играет большую роль в безопасности участников дорожного движения. Высота бетонного столба освещения варьируется в зависимости от размеров территории:
- Железобетонные опоры высотой 15—40 метров монтируются на крупных объектах, таких как аэропорты, стадионы, производственные площадки и склады.
- Столбы от 7 до 15 м устанавливаются на ж/д путях и переездах, а также на автомобильных дорогах.
- 3,5—10 метров — оптимальная высота для создания хорошей видимости в парках, на тротуарах и остановках ожидания транспорта.
- Низкие столбики до 3 м обустраиваются для освещения малых архитектурных форм.
Производство
Создание бетонных столбов осуществляется методом вибропрессования и центрифугирования. Усиление прочности бетонного изделия достигается с помощью армирования, а устойчивость к трещинам, морозу и влаге обеспечивается добавлением в раствор специальных компонентов. В сейсмически активных зонах предпочтение отдается опорам с утолщенными стенками. На такие стойки крепятся осветительные приборы.
Вибропрессование применяется для производства основы для линий электропередач с напряжением 0,38—35 кВ. Свыше 35 вольт требует изготовления методом центрифугирования.
Процесс производства бетонных столбов начинается с создания металлического каркаса. Он состоит из стальных прутов, вкладышей, контурных спиралей, петель и трубок. Далее конструкция крепится к опалубке, заливается бетонным раствором, выравнивается и закрывается теплоизоляцией. После чего проводится изотермическая обработка изделия. Окончанием работ является демонтаж опалубки, обрезка арматуры и наращивание стержней контура заземления.
Инструменты и материалы
- Фанера или деревянные доски толщиной не меньше 25 мм.
- Шуруповерт и саморезы.
- Сварочный аппарат и расходные материалы к нему.
- Металлические прутья или другая арматура.
- Рулетка.
- Полиэтиленовая пленка.
- Бетонная смесь.
Опалубка и каркас
Чтобы приступить к сооружению опалубки, необходимо заранее продумать форму столба, создать чертеж и рассчитать параметры будущего изделия. Опираясь на полученные данные, из фанеры или дерева раскраиваются и вырезаются детали опалубки. Затем все части, кроме верхней, надежно фиксируются между собой, обеспечивая максимально плотное прилегание на стыках. Дополнительной гидроизоляцией послужит полиэтиленовая пленка, которой застилают опалубку.
Важную роль в бетонной опоре играет металлический каркас. Кроме дополнительной прочности, он также придает устойчивости конструкции. Сооружается он из стальных прутьев во всю длину столба и множеством коротких стержней, закрепляющихся в качестве перемычек между несущими деталями. Все части каркаса привариваются между собой либо надежно скручиваются проволокой.
Заливка столба
Конструкция арматуры помещается в опалубку так, чтобы при заливке металл находился в 3—4 см от поверхности бетона. Сам раствор следует укладывать медленно и осторожно, избегая образования пустот. Попадание воздуха можно предотвратить, если при заливке раствор как будто прорезать мастерком, а удаляются пузырьки использованием виброрейки. А также важно, чтобы арматуру во всех местах покрыл раствор. В противном случае, металл начнет ржаветь. По окончании заливки и трамбовки опалубку закрывают последней деталью.