Бетонная труба — характеристики и способы производства изделия для коммуникаций

Железобетонная продукция выпускается для строительства бытовых и промышленных объектов. Бетонные трубы применяют при прокладывании автомобильных дорог и связи инженерных коммуникаций в виде водопроводных систем. Их изготавливают из тяжелой разновидности бетона, который обеспечивает влагостойкость и способность материала сопротивляться старению и износу под действием агрессивной среды.

Виды бетонных труб

Водопропускные трубы классифицируются по следующим параметрам:

  • Способ производства:
    • Безнапорные (ТБ). Разделяются на раструбные и фальцевые.
    • Напорные (ТН).
  • Форма:
    • Квадратные.
    • С круглым сечением.
  • Глубина заложения: до 6 м.
  • Диаметр: востребованные — от 300 до 800 мм.
  • Назначение: для использования под авто- и ж/д магистралями.
  • Водонепроницаемость.
  • Морозостойкость.

Безнапорный вид применяют, когда необходима транспортировка стоков самотеком, т. е. без осуществления давления. Соответственно названию, напорные — под давлением, используемые для строительства сточных, ливневых и канализационных систем. Труба железобетонная этого класса способна выдержать внутреннее давление в несколько атмосфер.

Область применения бетонных трубопроводов

Трубопроводы конструируют для перемещения атмосферных осадков и бытовых жидкостей.

Железобетонные трубы производят для подземной прокладки трубопроводов, для перемещения на очистные сооружения бытовых жидкостей и атмосферных осадков. Помимо этого, их используют для транспортирования производственных жидких отходов, которые не могут разрушительно воздействовать на бетонный слой. В основном их применяют при устройстве ливневой сточной канализации, а также при обустройстве водопропускных сооружений на автомобильных трассах.

Использование дорожных труб

Помимо прямого назначения, а именно водоотведения талых и осадочных вод, укрепляют насыпь ж/д и автополотна. Их используют как мосты, чтобы преодолеть небольшие водные препятствия. Большинство видов этих бетонных сооружений способны выносить нагрузку при землетрясении в 9 баллов, что важно для сооружения путепроводов.

Основные плюсы и минусы

Неоспоримое достоинство этого изделия — долгий срок службы, не менее 70 лет. Обусловлена такая долговечность устойчивостью бетона к неблагоприятным влияниям окружающей среды, отсутствием коррозии арматурных прутьев, устойчивостью к химическим и биологическим средам. Экономичность, прочность, невысокая цена, удобство установки, короткие сроки производственного процесса — это главные качества бетонных труб. При необходимости заново перекладывают уже использованные трубы, на качество это не влияет. К недостаткам относят значительный вес и недостаточную прочность по сравнению с продукцией из железобетона, а также их нельзя использовать для транспортирования агрессивных химических веществ. Истончение стенок и наросты приводят трубу в негодность или необходимость ее снятия для санации.

Производство бетонных изделий

Технология производства изделий предполагает использование влагоустойчивого бетона и применение армирования.

Для изготовления элементов используют влагоустойчивые и биостойкие марки бетона, которые производятся методом вибропрессования с армированием (прутком Вр-1 и В1) или без него. В состав цементного теста добавляют примеси для исключения обрастания отложениями и загнивания. Основные правила и нормы продукции определяет ГОСТ 6482–88, напорные изготавливают по ГОСТу 24983—81. Длина таких труб варьируется до 2,5 м, а максимальный диаметр до 1,5 м. Бетонолитная труба изготавливается за 3—12 минут, это зависит от типа оборудования и размера. Лаборатория обязательно должна проверять качество продукции и соответствие маркировкам на выходе.

Посмотреть «ГОСТ 6482–88» или cкачать в PDF (6.9 MB)

Посмотреть «ГОСТ 24983—81» или cкачать в PDF (482.6 KB)

В начале производственного процесса подготавливают форму, очищают и смазывают. Если трубу предполагают армировать, тогда вставляют железные прутья в форме каркаса, далее устанавливают дно и фиксируют. Перемещают конструкцию в центрифугу, и медленно осуществляют подачу бетонного раствора, который заполняет все пустоты изделия. Далее ее отправляют в камеру пропарки для набора прочности. По окончании форма разбирается по частям, а готовую трубу перевозят в складское помещение. А также существует 2-й метод производства — вибрационное уплотнение, которое также после формировки и наложения вибрации поступает в пропарочную камеру.

Трубу безнапорную изготавливают со специальным раструбом, который находится только с одной ее стороны. Этот элемент нужен для стыковки изделий.

Подбор: как осуществляется?

Дорожные трубы подбираются согласно групповой классификации:

  • I группа. Используют на высоту не более 2 м от верхнего конца.
  • II гр. Верхний край поднят не больше, чем на 4 м от дальней стороны конструкции.
  • III гр. До 6 м от верха.

Эксплуатационные характеристики

Проверку на трещиностойкость считается пройдено, если при давлении на образце проявился скол не более 0,2 мм.

ГОСТ определяет возможность деформаций и прочностных характеристик при укладке труб в канаву. Прочность трубы рассчитывается исходя из глубины ее закладывания. В нормативном официальном документе описано контрольное напряжение по следующим характеристикам:

  • Прочность. Этот параметр характеризует качество изделия, которое не может вынести нагрузку и не выполняет свои первоначально определенные функции.
  • Трещиностойкость. Показатель считается в норме, если на поверхности трубы при давлении, на исходном образце обнаруживается скол, который не более 0,2 мм. Потери ее эксплуатационных показателей в таком случае отсутствуют.

Особенности монтажа сетей водоснабжения

Этапы монтажа железобетонных водонапорных конструкций:

  1. Вырывают траншею с дополнительным углублением на 30 см для уклона.
  2. Засыпают запасной проем песком с гравием для обеспечения высокой несущей способности.
  3. Трубы краном укладывают в вырытые ямы, соединяя их. Через каждые 50—100 метров трубопровода необходимо оборудовать смотровые камеры.
  4. Проверяют правильное положение. Если раструбные элементы нарезаны на мерные отрезки планетарной пилой, тогда их соединяют враструб с прокладыванием резиновых уплотнителей. А также можно применять и фальцы — саморасширяющийся уплотнитель для герметизации.
  5. Все стыки заделываются пеньковой прядью. Раструб конопатится 3-мя витками просмоленной и пропитанной битумом пряди.
  6. После выполнения стыковки подбивают трубы грунтом на необходимую высоту с послойным трамбованием.

Изделия подвозят на место установки специальной техникой с прицепами. Зачастую вмещается 2 шт. в 1 машину. Краном, с тягами для подъема габаритных грузов, выполняют выгрузку. Специальные пригрузы используют для фиксации элементов в одном положении, которые находятся на заболоченных или любых водных участках. Бетонные утяжелители не загнивают, не обрастают и служат дольше. Стоит отметить, что если трубу прокладывают в месте с постоянным водотоком, тогда строят запруды или русло речки отводят в сторону, а воду откачивают насосом или выполняют сооружение канавы для слива.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий