При строительстве объекта обязательным заключительным этапом выполняют освещение территории. Железобетонные опоры освещения применяют для поддержки светового прибора на нужном уровне, служат элементом линий электроснабжения автомобильных дорог и тротуаров. Этот вид опор имеет большой срок службы, но восприимчив к влиянию окружающей среды. Масса их достаточна велика, поэтому для монтажа используют строительные краны.
Преимущества и недостатки железобетонных конструкций
Стойки из железобетона в качестве освещения промышленных объектов, автомагистралей и парковых зонах, отличаются рядом таких преимуществ:
- Низкая подверженность коррозии, гниению.
- Долговечность в использовании. При правильном монтаже и качественном материале производства служат до 50 лет.
- Огнеустойчивость.
- Простота в уходе и ремонте изъянов.
- Выполняют роль диэлектриков, изолируя токопроводящие линии электропередач.
- Низкие расходы на эксплуатацию.
- Разнообразие формы — прямоугольная и круглая коническая стойка.
Железобетонные опоры имеют и минусы:
- За счет веса элементы сложно перевозить и монтировать. Для выполнения работ необходима спецтехника.
- Требуются немалые затраты на утилизацию стоек за счет сложного процесса разъединения частей конструкции.
- Опоры нестойкие к ударам, при неправильной установке могут упасть или наклониться.
- При неблагоприятных условиях внешней среды иногда образуются трещины.
Способ производства
Разновидности бетонных стоек делятся по весу, методу армирования и по основным характеристикам используемого материала, таким как:
- водопоглощение;
- морозоустойчивость;
- прочность класса бетона.
Различают 2 способа производства стоек под фонари: вибропрессование и центрифугирование. Первые предназначены для опор с напряжением линий передач до 35 кВ., а вторые °— от 35 кВ и выше. Для прочности конструкцию армируют стальной проволокой. При этом используют натяжную армировку или каркасную.
Технологический процесс производства светового наружного устройства из железобетона включает в себя:
- нарезку арматуры;
- подготовку бетонной смеси и форм;
- заливку бетона;
- просушивание готовой продукции.
Изначально выбирают тип, размер проволоки, и еще инструмент для нарезки. Выкладывают все материалы в подготовленную форму. Бетонный раствор вливают в бетономешалку и перемешивают до однородности смеси. Перед заливкой формы для опор смазывают и расстилают проволоку. Для этого ее нагревают и закрепляют. Далее виброукладчиком уплотняют залитый бетон в формы, обязательно выравнивая поверхность мастерком. Сверку накрывают полиэтиленовой пленкой, чтоб исключить проникание влаги в готовую продукцию и оставляют для просушки.
Выполнение монтажных работ
Перед началом монтажа стоек обязательно согласовывают порядок проекта. Существуют определенные правила:
- Необходимо проложить пометки на территории, где будут устанавливать столбы.
- Подготовить ямы размером 1×1 м в ширину, и не менее 120 см в глубину. Диаметр скважины сделать на 10 см больше ее фактического размера.
- Часть опоры, которая будет находиться в земле, покрыть водоотталкивающим составом.
- Опустить конструкцию в яму, закрепить подпорками.
- Выполнить фиксацию стойки залив подготовленным раствором. Уплотнить трамбованием, чтобы исключить образование пустот.
- Только после полного затвердевания приступают к обустройству светильников. Подводят щитки, провода и устанавливают лампы в светильники.
Особенности обслуживания воздушных линий
Со временем у опор появляются трещины, обрываются тросы и провода. Это результат постоянного влияния окружающей среды. Чтобы исключить возможные повреждения линии, все опоры периодически осматривают. Частоту наблюдений устанавливают в зависимости от расположения и климатической обстановки в районе установки стоек. Железобетонные опоры и пасынки осматривают 1 раз в 6 лет на наличие выбоин и трещин. В начале эксплуатации однократно замеряют заземление, в дальнейшем проверяют каждые 3 года. Осматривают и подтягивают все болты подряд первые 2 года, далее по необходимости.
После обрыва проводов, сильных морозов или пожаров вблизи установок, бригада обязана осмотреть всю стойку внепланово. Механические повреждения появляются вследствие неправильной установки или при сталкивании с транспортом. Если трамбовка котлована была произведена некачественно, то опора может наклониться и сломаться от перенапряжения. Если бригадой замечена такая проблема, то ее решают как можно быстрее.
Допустимое количество кольцевых трещин в железобетонных опорах на 1 погонный метр должна быть не более 6 пробоин.
Существующие виды электрических столбов из железобетона используют для разных потребностей. Они отличаются по своим характеристикам высокотехнологичностью и практичностью. Следует отметить, что опоры из железобетона — наиболее оптимизированное решение для эксплуатационного обслуживания электрических сетей.