Один рецепт асфальтобетонной смеси используется при строительстве таких сооружений, как трассы государственного и регионального значения, подъездные пути к промышленным объектам и жилым домам, тротуары и садовые дорожки. Материал дорог — многокомпонентная суспензия, в основе которой песок, дробленый камень (щебенка или гранотсев), связующее вещество — битум.
Где используется?
Асфальтобетон — универсальный материал. Основное назначение асфальтной смеси — сооружение дорожного полотна. Но дополнительные компоненты в составе суспензии расширяют сферу ее применения:
- Кровельное покрытие. Незаменимое средство для сооружения односкатных крыш в многоэтажках, гаражах, на объектах коммунального хозяйства и городской инфраструктуры.
- Создание изоляции. Применяется для изготовления электроизоляторов, в строительстве используется для создания гидробарьера.
- Основной материал в некоторых стройтоварах. Сырье для клея, замазки, специального лака.
- Средство для арт-искусства. Смеси высокого качества служат материалом для создания живописных или литографических полотен.
Заменители асфальта слишком дороги для применения. Поэтому совершенствуется этот вид бетона модернизацией технологии производства.
Какой бетон используется?
Классификация асфальтобетона в таблице:
Признак разделения | Наименование | Характеристика |
Фракция щебенки | Песчаный | Смесь состоит из большого количества песка, малой части щебенки и битума |
Применяется при строительстве покрытий, которые не подвергаются высоким нагрузкам — тротуары, пешеходные и садовые дорожки | ||
Крупнозернистый | Бетон выполнен из щебня крупной фракции (0,05—1,50 см) | |
Используется для укладки нижнего слоя дорожного покрытия, повышает качество и износостойкость сооружения | ||
Мелкозернистый | Раствор приготовлен из щебенки мелких фракций | |
Из бетона укладывается верхний слой дорожной рубашки | ||
Температурные режимы приготовления | Холодные смеси | Основа бетона — битум, который работает при температуре окружающей среды не ниже +10 С |
Сфера применения — ямочный ремонт, заделка трещин и выбоин | ||
Теплые смеси | Основные компоненты — мяловязкие битумы с рабочей температурой в диапазоне +40—80 С | |
Горячий бетон | Главная составляющая — битумная суспензия с температурой плавления свыше +120 С | |
Назначение раствора — основной материал для сооружения новых автомагистралей |
Технология производства и рецепт раствора
Приготовление асфальтобетонной смеси состоит из таких этапов:
- Приобретение и подготовка основных материалов для раствора.
- Смешивание компонентов при высокой рабочей температуре.
- Хранения готовой продукции в специальных прогреваемых емкостях.
- Транспортировка к месту укладки.
Производство асфальтобетона руководствуется следующими нормативными документами:
Наименование материала | Подвид | Номер ГОСТ |
Битумы нефтяные | Строительные | 6617 |
Кровельные | 9548 | |
Дорожные вязкие | 22245 | |
Смеси асфальтобетонные | Дорожные | 9128 |
Посмотреть «ГОСТ 6617-76» или cкачать в PDF (476.8 KB)
Посмотреть «ГОСТ 9548-74» или cкачать в PDF (613.5 KB)
Посмотреть «ГОСТ 22245-90» или cкачать в PDF (908.3 KB)
Посмотреть «ГОСТ 9128-2013» или cкачать в PDF (1.9 MB)
Компоненты
Асфальтобетон существует 2-х видов:
- Естественного происхождения. Состоит из утяжеленных нефтяных примесей. Это вещество тугоплавкое, имеет черный цвет.
- Асфальт синтетического происхождения. Многокомпонентный материал.
Асфальтобетон имеет в своем составе:
- Связующие вязкие компоненты. Битум, деготь.
- Сыпучие наполнители:
- Песок. Выступает распределителем нагрузки от дорожной рубашки к грунту. Без применения этого материала битумы растекутся, а щебенка вытеснится за пределы покрытия.
- Минеральные наполнители. Материалы — песчаник, мел, известь. Эти компоненты перерабатываются до порошкообразного состояния. Полученная таким образом суспензия заполняет собой весь свободный объем в бетонном растворе.
- Резиновая крошка. Делает покрытие гибким, влагоустойчивым. Дороги с таким средством меньше растрескиваются и изнашиваются. Покрытие с резиновым наполнителем очень дорогое, поэтому его укладывают на важных направлениях и на территориях с агрессивным воздействием окружающей среды.
Смешивание
Щебенка и песок поступает через ленточный транспортер в смешивающий бункер. Перемешивание наполнителей со связующими элементами происходит сразу или после приготовления однородного щебеночно-песочного раствора. Когда в смесь попадает битум, асфальт разогревают до температуры в 160—170 С. Смесь постоянно перемешивается, при этом она должна быть постоянно разогретой. Когда бетон достигнет требуемой консистенции, его загружают в емкость для хранения, которая также постоянно нагревается. В таком состоянии продукт может находится до 96 часов, за это время он должен отправиться на укладку. Усовершенствование свойств асфальта происходит при перемешивании готового вещества. Вспомогательные добавки отправляют прямо в бункер с раствором.
Перед отправкой на смешивания, минеральные материалы прогреваются до 150—160 С. Это обеспечит избавление от влаги, которая скапливается во внутренней структуре ингредиентов.
Оборудование
Установки для изготовления
Предприятие такого типа имеют простейшее, но очень эффективное оборудование. Производство на таком заводе циклического типа. Установка состоит из приемного бункера, бетоносмесительного агрегата, емкости для хранения готового нагретого продукта. Есть специфические машины — башня, сортировочный грохот, дробилка. Продукция такого предприятия высокого качества, так как составные распределены на фракции до попадания в раствор. Недостаток — малая производительность и отсутствие мобильности.
Завод по изготовлению асфальта и подвоз к месту
Асфальтобетонный концерн непрерывного цикла имеет в своем составе только необходимые агрегаты. Это обеспечивает мобильность предприятия. Второе отличие — непрерывность производства, благодаря которому изготавливается большие объемы продукции. Недостаток завода — отсутствие просеивающего модуля, поэтому асфальт на выходе будет низкого качества.