Эксплуатация автомобильных дорог вызывает разрушение асфальтобетонного покрытия. Этот процесс порожден множеством факторов, которые приводят к преждевременному износу магистралей, что, в свою очередь, ведет за собой к порче автомобильного транспорта и провоцирует возникновение аварий. Такая проблема носит комплексный характер, для ее преодоления следует выяснить причины повреждения асфальтных путей.
Причины деформации: внешние и внутренние
Нагрузки и климатические условия
Интенсивное использование, которое приводит к изменению внутренней структуры дорожного материала, атмосферные осадки, перепады температур вызывают дефекты асфальта в виде выбоин, ям, трещин, сдвигов. К внешним факторам принадлежат:
- Деформационные нагрузки от воздействия колес транспорта. Перегруз автомобилей вызывает увеличение осевой нагрузки, что приводит к нарушению целостности полотна, образованию трещин.
- Климатические причины. Включают осадки в виде дождя, снега, изменения температуры окружающей среды, движение грунта. При жаркой погоде влага проникает внутрь материала, приводя к разрушению его внутренней структуры. Зимой, скопившаяся вода под воздействием низких температур начинает расширяться, ломая асфальтный слой.
Внутренние причины разрушения полотна
Факторы | Характеристика | Последствия |
Ошибки проектирования строительства | Недостоверность исследований | Нарушение целостности покрытия |
Неверные расчеты | Чрезмерный износ покрытия | |
Ошибочное определение интенсивности транспортного потока | Снижение прочности грунтовой подушки | |
Усадка почвы | ||
Применение устаревшей методики | Применение горячей асфальтно-битумной смеси | Ухудшение прочностных показателей раствора |
Ослабление почвенного слоя | ||
Повреждение настила | ||
Использование низкокачественных материалов | Некачественный битум | Разрушение покрытия |
Нарушение технологического процесса | Ошибки при укладке и ремонте | Сколы |
Нарушение правил транспортировки материала | Расслаивание | |
Низкая или высокая степень уплотнения смеси | Трещины | |
Некачественная подготовка почвы под покрытием | Выбоины |
Разрушение дорожного полотна — результат комплексного воздействия внутренних и внешних факторов на такое сооружение.
Разновидности
Основные типы дорожных дефектов:
- Завершение периода использования. Происходит по естественным причинам износа дорожной «рубашки», когда не проводятся текущий и капитальный ремонты, при этом асфальтный слой постепенно уменьшается.
- Проломы. Образование прорезей на дорогах. Если вовремя их не заделать, они увеличатся в размерах.
- Снижение прочности материала. Возникает в результате воздействия прохождения большегрузного транспорта. При этом поверхностный слой разрушается, образуются неровности.
- Шелушение. Образуется под воздействием температурных перепадов, которые провоцируют снижение сцепления частиц верхнего слоя покрытия.
- Выбоины. Углубления на асфальтной поверхности, которые имеют заостренные края с резким обрывом. Появляются из-за неправильного процесса укладки с применением материала низкого качества.
- Крошение. При проведении укладки материала или ремонтных работ сооружения, при неблагоприятных погодных условиях — осадках или минусовых температурах, происходит крошение асфальтных частиц.
- Усадка полотна. Возникает из-за подбора низкокачественных материалов или недостаточного уплотнения смеси или грунта под ней.
- Трещины. Появляются от воздействия температурных перепадов.
- Гидровоздействие. Таяние снега, постоянные осадки в виде дождя уменьшают прочность конструкции, разрушая полотно.
Что делать?
Перед началом ремонта анализируют состояние дорожной «рубашки», определяя характер повреждений:
- скрытые;
- явные;
- критические.
Далее эти нарушения подразделяются на 2 подвида:
- Устранимые. Повреждения имеет смысл ремонтировать с экономической и технической точки зрения.
- Неустранимые. Полотно разрушено так, что для его обновления необходим капитальный ремонт.
Замена полотна
Перед началом капитальных работ выясняют причину нарушения состояния асфальта, составляют технологическую карту рабочего процесса с расчетом объема нужных материалов, рабочей силы и технических средств. Потом при помощи вспомогательной техники демонтируют изношенную «рубашку», отправляют ее на дальнейший рециклинг. Проводят исследование «подушки» и почвы, если это необходимо, то и мероприятия по укреплению. Далее выполняют укладку нового слоя согласно проектным условиям.
Герметизация
Этот комплекс восстановительных работ предусматривает заделывание трещин или швов в дорожном покрытии холодными или горячими резинобитумными и полимерными ремонтными смесями. Незначительные трещины без расшивки устраняются специальными стыковочными битумно-полимерными лентами. Перед нанесением этих средств повреждения очищают, подогревают газовой горелкой, наносят материал, просушивают или присыпают обработанный участок песком.
Регенерация
Экономный способ ремонта состоит из таких этапов:
- Подогрев старого покрытия. При помощи специального оборудования нагревают до нужной температуры поврежденную поверхность дороги.
- Фрезеровка. Специальными машинами устраняют неровности покрытия.
- Подготовка нового раствора. Проводится добавление основных составляющих смеси со связующими компонентами с постоянным их перемешиванием.
- Распределение асфальта. Производится укладка нового покрытия с его уплотнением и выполнением всех необходимых мероприятий.
Ямочный ремонт
Такие работы выполняют для исправления повреждений поверхности дорог в виде гребней, бугров, выбоин. Предусматривается несколько способов устранения дефектов: с нанесением горячего асфальтобетона, с применением холодных минерально-органических составов, струйно-инъекционный метод при помощи специального комплекса.