Виды асфальтобетонных покрытий — устройство и ремонт дорожного полотна

Искусственный строительный материал, такой как асфальтобетонное покрытие, используется для отстройки проселочных дорог, скоростных трасс, приусадебных участков и других конструкций. Отличается от других смесей высоким транспортно-эксплуатационным показателем: максимальная выдержка от воздействия тяжелой техники, нормированная прочность и адаптация к специфическим условиям — контакт с водой, реакция на высокие и низкие температуры.

Состав смеси

Асфальтобетон — это строительный материал, полученный искусственным путем. Механизм производства — рационально уплотненная, специально подобранная смесь, что содержит в себе минеральный материал и связывающее вещество. Требования к составу заложены в ГОСТе 9128. По типу различается несколько видов асфальтобетонной смеси. Для конкретного случая состав и характеристики могут объединяться в процессе производства. В стандартном разряде, асфальтобетонные смеси основаны на трех активных компонентах.

Вяжущее вещество

Битум в такой смеси связывает все ее компоненты, делая однородной.

Для приготовления классической смеси используется битум. Отличительная черта — вязкие качества. Активный ингредиент перед замесом в основной состав проверяется на достаточный критерий, битумная смесь должна обволакивать щебень или гравий и соединять их в единое целое, а не растекаться во время работы. Вяжущий компонент проходит проверку на стойкость перед деформацией, при технических манипуляциях он должен отличаться пластичностью, но не образовывать трещин на поверхности покрытия. Битум — это смолистый продукт, состояние вязкости которого возможно только при воздействии высоких температур. Поэтому при укладке используется горячий асфальтобетон. Вяжущий битумный компонент выпускается и в разжиженном состоянии, в форме праймера или эмульсии.

Обязательные критерии к связывающему битумному веществу заложены в ГОСТ, для вязких — 22245, и жидких — 11955. Марки подбираются исходя из классификации смеси — для холодной и горячей.

Основной наполнитель

Наполнителем данной смеси может быть щебень.

Включает в себя:

  • гравий или щебень;
  • другие минеральные добавки (песок, отсев).

Наполнитель подвергается детальной проверке, основные критерии материала заключаются в форме, размере, происхождении и сопротивлении к износу камня. Важный аргумент — зерновая целостность основания, так как от нормы пылевого и глинного коэффициента содержания зависит качество будущей смеси. Типы зернового состава для асфальтобетонных покрытий:

  • Высокоплотные смеси. Применяются метаморфические горные и осадочные породы:
    • базальт;
    • диабаз;
    • известняк;
    • серпентин.
  • Стандартный разряд материала. Готовится из щебня, отсева и гравия.

Песок и вспомогательные вещества

Для всех типов такого покрытия может использоваться песок природного происхождения.

Используется для производства любого типа АБ, для песчаного асфальтобетона является единственным минеральным ингредиентом. Существует две категории активного компонента: природный, добытый из карьера, и искусственный — полученный методом отсева при процедуре дробления. Дорожные смеси содержат в своем составе и другие важные вещества:

  • Минеральный порошок. Включает в себя органические отходы от золошлаковой смеси, металлургические шлаки и цементную пыль.
  • Активы для повышения классификации. Фиксаторы, стабилизаторы и упрочнители.
  • Сырьевые отходы. Включают продукты переработки от серы и утилизированная резина в измельченном виде.

Виды асфальтобетона

По особенностям состава, смеси из бетона разделяются на такие разряды:

Для ремонта небольших фрагментов дороги подходит песчаная смесь.
  • Песчаный. Для укладки тротуаров и дорожек.
  • Раствор мелкого помола. Осуществляется ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия.
  • Асфальт на основе крупнозернистого помола. Используется для многослойной работы по покрову дорожного полотна.
  • С применением битума и полимеров. Для возведения мостовых и крупных дорожных развязок.
  • С наличием щебеня и строительной мастики. Предусматривает устройство асфальтобетонного покрытия на скоростных автомагистралях.
  • Цветной асфальтобетон. Используется для дорожной разметки и декоративного применения.

Технология устройства

Подготовка и расчеты

Процесс предполагает организацию конкретного места к покрытию, а именно:

Высоту каждого слоя дороги нужно просчитать так, чтобы все полотно не возвышалось над тротуаром и не оказывалось ниже него.
  • Разметка. Расчет ширины гравийного слоя и параметры слоев асфальтобетонного покрытия.
  • Определение высоты. Копается траншея по параметрам определенного расчета касательно конкретного случая. Обычно высота дорог и тротуара проводится на одном уровне, поэтому асфальтовый «пирог» выравнивается по всей предполагаемой площади.
  • Выравнивание. После тщательной технической уборки траншея утрамбовывается специальной техникой. Если операция предусматривает наличие бордюров, они устанавливаются на этом этапе.

Приготовление смеси

Конструкции дорожных одежд с асфальтобетонным покрытием могут отличаться по составу. Зависит такой обмен от условий эксплуатации материала. Чтобы он исполнил свое предназначение и соответствовал нормам, технологи проводят точный расчет и карту подбора применяемого состава. Паспорт-накладная на асфальтобетонную смесь содержит все полученные в экспериментальных операциях данные, которые включают следующее:

Условия эксплуатации материала в будущем влияют на его конструкцию.
  • силовая и ударная нагрузки;
  • внешние факторы воздействия;
  • специфические условия;
  • коэффициент прочности и устойчивости;
  • климатические и атмосферные воздействия;
  • показатели сроков для эксплуатации.

Распределение и уплотнение

Дорожное полотно, на котором должна проводиться укладка асфальтобетонного покрытия, должно быть уплотненным и иметь идеально ровную поверхность. Если по факту существуют большие зазоры, проводится выравнивание одним слоем из крупнозернистой смеси. Следующий этап — очистка территории от строительного мусора. После уборки поверхность обрабатывается тонкой прослойкой битума или эмульсией на его основе. Такая процедура проводится непосредственно за 5—7 часов до основной укладки асфальта. Если речь идет о прокладке дорог из асфальтобетона, которая осуществится не позднее чем через двое суток после выравнивания, грунтовать связывающим веществом нет надобности, оно входит в уже готовый состав материала.

При температуре ниже нуля для таких работ используется материал холодного типа.

Асфальтирование осуществляется в хорошую погоду, исключающую атмосферные осадки, такие как дождь, туман. Требуемая температура воздуха зависит от типа асфальтобетонного покрытия: горячий вид при +5—10, холодный — не ниже чем — 11 градусов по Цельсию. Укладываемый слой асфальта должен иметь толщину не менее 4,5 см. Сразу после распределения дорожной смеси осуществляется уплотнение укладки с помощью гладковальцевых, пневмоколесных или комбинированных катков.

Асфальтный ремонт

Стандартно, по ремонту дорог, используется асфальтобетонная смесь типа В-2. Такой материал применяется для укладки верхнего слоя дорожного покрытия, а также им осуществляется ямочная, текущая, поверхностная обработка и капитальная заделка повреждений. Для реконструкции применяется холодная или горячая смесь материала. Технология ремонта предусматривает два варианта: способом литья асфальта, что проводится с помощью техники или струйно-инъекционным методом, который выполняется механическим путем.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий